Жизнь Марии Египетской, которую она провела в покаянии о том грехе, который ею сначала владел, даёт нам образ деятельного восхождения.
Иоанна Лествичника Святая Церковь даёт нам, прежде всего как описателя «Лествицы», о житии его мы знаем мало, почти только то, на что есть указание в самом его творении. Только в «Лествице» мы узнаем его душу, а житие Марии Египетской есть жизнь, рассказанная самой подвижницей.
А когда мы теперь творим её память, мы должны помнить, что Мария Египетская есть величайшая подвижница из числа женщин-блудниц, что она шла через покаяние, соединённое с безмолвием и послушанием; она даёт нам великий пример покаяния и всех призывает к этому пути.
Житие Марии Египетской говорит нам, что, если кто из нас имеет какую-либо господствующую страсть и знает её через советы духовного отца, тот должен, прежде всего, против неё подвизаться, иначе тщетны будут все другие его победы. А затем оно говорит нам, что мы должны идти через подвиг, что Царствие Божие нудится (Мф. 11:12), что начинается путь Христов, путь подвига с радости великой, как начался он у Марии Египетской, и кончается великою радостью, а в середине идёт тяжёлая борьба со страстями и похотями –17 лет она с ними боролась, как с лютыми зверями: она падает духом, она унывает, она теряет дар молитвы, радость любви.
Иоанн Лествичник и Мария Египетская зовут нас на подвиги. Сейчас, когда каждый из нас является хоть и маленьким, но всё-таки светочем в той тьме, которая нас объяла, надо помнить эти живые образы деятельного восхождения, которыми и заканчивает Святая Церковь Великий пост.
Если вы шли через покаяние, через вопль «Господи, помилуй мя падшаго», через Православие и Таинства, через озарение Фаворским светом, через взятие своего креста, то, заканчивая этот путь, оглянитесь назад – как он пройден, что взяли вы в вашу душу из того, что предлагала каждому из нас Святая Церковь.
Если же вы ещё не начали своего покаяния, то не поздно ещё начать его, ибо ещё сегодня мы со Святою Церковью будем петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
Священномученик Сергий Мечев